Православный календарь

Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи


Этот праздник — напоминание о том, как мы должны хранить наши святыни Через мощи святых действует благодать Божия.

Первое обретение.

После пира Ирода, орошенного кровью величайшего из пророков, Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна, ученики Иоанновы погребли его тело (Мф. 14, 11). Иродиада, захватив окровавленную главу, которую ей принесли на блюде, закопала ее. Однако благочестивая жена царского домоправителя Хузы Иоанна, (о ней упоминает святой Евангелист Лука — Лк. 8, 3), тайно взяла честную главу, положила ее в драгоценный сосуд и погребла на горе Елеонской в загородном поместье Ирода. Спустя много лет владельцем этого поместья стал знатный вельможа по имени Иннокентий. Он был христианином. Когда Иннокентий решил построить в своем поместье часовню, был обретен сосуд с честной главой святого Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о святыне по откровению и бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение честной главы Иоанна Крестителя.

Знаменательно, что таким же образом были обретены мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского в 1422 году при строительстве каменного Троицкого собора. Чудесным было также второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году в Петербургском Казанском соборе незадолго до его передачи Русской Православной Церкви. Так обретаются и возвращаются нам сегодня мощи многих святых при восстановлении и строительстве новых монастырей и храмов, ибо подобает дому Божию быть украшену особым присутствием в нем святых.

Второе обретение.

Второе обретение честной главы Иоанна Крестителя научает нас хранить обретенные святыни, чтобы вновь не утратить их.

Промысел Божий связывает судьбу наших святынь с судьбами Церкви. Когда наступила полоса гонений, возникла угроза осквернения святынь. Честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте Первого обретения. В дни равноапостольного царя Константина, когда христианская вера стала господствующей в Римской империи, два монаха отправились в Палестину на поклонение святым местам. Святой Иоанн Предтеча явился каждому из них и открыл место нахождения своей честной главы. Ведомые благодатью, они нашли драгоценную святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, отправились в обратный путь. По дороге они встретили благочестивого путника и поручили ему нести сокровище. Вместо того чтобы со страхом Божиим творить непрестанную молитву, забыв о полученном даре, они увлеклись праздной беседой. Не зная, что он несет, благочестивый паломник продолжал свой путь. На пути ему явился сам Иоанн Предтеча и велел уйти от нерадивых иноков вместе со святой ношей. Перед смертью он положил святыню в драгоценный сосуд и передал своей сестре, наказав ей не открывать его, пока она не получит указание от того, кто сокрыт в нем, что ей делать.

Таким образом, глава Иоанна Предтечи была хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал некий иеромонах Евстафий, последователь еритика Ария. Он совратил несколько христиан, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать арианской вере. Когда его нечестие раскрылись, он скрылся, предварительно закопав святыню в пещере. Таким образом утрата страха Божия и чистоты веры приводит к поруганию святынь. «За беззакония ваши разорю храмы ваши и отниму святыни ваши», — говорит Господь. Там же где жизнь, исполненная благочестия — там приходит от Господа благословение. В V веке богобоязненному наместнику монастыря, расположенного близ города Эмессы невдалеке от пещеры, где была сокрыта честная глава, архимандриту Маркеллу явился Предтеча с сосудом полным меда. Маркелл, ведомый звездою подобной Вифлеемской звезде, достиг места, где находилась святыня. Совершив молитву и окадив фимиамом святое место, Маркелл начал копать и обрел под мраморной плитой честную главу Предтечи. Обретенная святыня по благословению епископа Эмессы была помещена в соборном храме для поклонения. Она стала источником благословений и различного рода благодеяний для многих приходящих к ней. В IX веке при императоре Михаиле III и святом патриархе Игнатии, честная глава Иоанна Предтечи была перенесена в Константинополь.

«Мощи святых дороже всего золота и алмазов, всех сокровищ, какие только есть на земле», — говорит святой Иоанн Златоуст. Мы помним, какие многотысячные очереди стояли в Москве, направляясь в Храм Христа Спасителя, когда была привезена для поклонения десница Предтечи, проповедника покаяния. Люди самого разного социального положения и возраста стояли в бесконечных очередях, чтобы поклониться святыни. Многие свидетели этого всенародного духовного порыва обрели веру и приняли Святое Крещение, как и пророчествовал Креститель Христов Иоанн, через него «Бог из камней воздвигнул чад Авраамовых».

Праздник первого и второго обретения глав Иоанна Крестителя, говорил Святитель Иоанн Шанхайский напоминает нам, что в мире совершают постоянно два пира — пир духовный, пир веры и любви, и пиршество греха, который, как правило, переходит в убийственную злобу. Будем же мы достойны звания христиан, к которому призвал нас Господь и по молитвам святого Крестителя Господня Иоанна с благодарной молитвой совершать свой жизненный путь.